МАДОУ Детский сад № 25
городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Самоанализ опыта общения с родителями

Общение - это сложный процесс установления и развития контак¬тов между людьми, обусловленный их совместной деятельностью и включа-ющий в себя обмен информацией (ком¬муникация), выработку общей такгики и стратегии взаимодействия {интеракция), восприятие и понимание партнерами друг друга (социальная перцепция).


В коммуникативной стороне обще¬ния решающее значение имеет ориен¬тация партнеров на установки, ценнос¬ти, мотивы каждого как активного субъ¬екта общения. Интерактивная сторо¬на общения раскрывается в способах обмена действиями: кооперации, кон¬куренции и - особом случае взаимодей¬ствия - конфликте. Перцептивная сто¬рона общения включает процесс фор¬мирования образа другого человека, умение распознавать по внешнему виду и поступкам его психическое состоя¬ние, а также определять, что влияет на успех общения с ним. К основным меха¬низмам перцептивной стороны обще¬ния относятся идентификация (отож¬дествление себя с партнером, эмоцио¬нальное «вчувствование» в партнера -эмпатия) и рефлексия (осознание себя на месте другого, мысленное видение ситуации «его глазами»).
Овладеть навыками общения помога¬ют определенные знания в области пси¬хологии общения.
Предлагаемые ниже тесты, упражне¬ния и задания для воспитателей направ¬лены на самоанализ собственного опы¬та общения с родителями воспитанни¬ков и на развитие техники общения (со¬вокупность приемов, с помощью которых можно управлять своим поведени¬ем и эмоциональным состоянием, а так¬же воздействовать на другого).

Задание для самопроверки
знаний в области психологии
общения
Вставьте, пожалуйста, пропущенные слова.
Увлекательное начало разговора рождает____________и помогает исчезнуть критическому отношению к говорящему.
Хорошо аргументированный _______способствует усилению эффективности словесного воздействия.
Мешают доброму отношению _______________тон,
______________речи.
Сутулая______¬¬¬____, висящие вдоль тела
__________________, опущенная_________говорят о неуверенности в себе.
Одна из наиболее информативных частей лица________.
Губы поданы вперед и нервно подрагивают - собеседник_________и готов __________.
Поглаживание подбородка говорит о______________, о желании принять___________.
Фундамент доброжелательных от¬ношений и прочных контактов - уме¬ние считаться с____________других людей.
Деловой конфликт носит _____________
характер.
К межличностным механизмам взаимодействия людей относятся __________________,________и_________.
Критиковать, раздраженно делать замечания, сравнивать человека с кем-то, злословить нетрудно, но_______, а ча¬сто и__________.
(Ответы на это и другие задания см. в конце статьи.)
Задание «Выбери верный ответ»
Цель. Развитие умения адекватно воспринимать ситуации межличност¬ного общения.
Задача. Выбор варианта ответа, ко¬торый является предпочтительным (по каждому из следующих суждений).
Первое суждение. Отношения с ок¬ружающими в значительной мере зави¬сят от Вашей самооценки: а) низкая са¬мооценка облегчает контакты с людь¬ми; б) завышенная самооценка помога¬ет установлению добрых отношений с собеседником; в) адекватная самооцен¬ка затрудняет общение; г) все ответы не¬верны.
Второе суждение. Разумными вари¬антами отношения к конфликту явля¬ются: а) стремление избежать волнения, отстраниться от случившегося; б) реа¬листическое отношение к действитель¬ности, приспособление к требованиям конфликтующих; в) учет объективных и субъективных причин конфликта, от¬стаивание своих прав, соблюдение чу-жих; г) активное отношение к случив¬шемуся, действия в соответствии с соб¬ственными принципами и убеждения¬ми; д) все ответы неверны.

Тест для самооценки затруднений в общении с родителями

Уважаемый воспитатель!
Вам предлагаются суждения, касаю¬щиеся практики общения с родителя¬ми в дошкольном учреждении, Если Вы согласны с суждением, подчеркните ответ «Да», если не согласны - ответ «Нет». Если какие-то суждения Вы не можете оценить однозначно, обведите их порядковый номер кружком.

Опросник используется не для кон¬троля, а для самоанализа профессио¬нальных затруднений.

1. В общении с родителями учитываю условия семейного воспитания каждого ребенка, структуру семьи, уровень раз¬вития родителей. Да. Нет.

2. Регулярно знакомлю родителей с организацией, содержанием воспита¬ния и обучения детей, вовлекаю их в об¬мен мнениями об успехах и трудностях в развитии ребенка. Да. Нет.

3. В общении с родителями нахожу индивидуальный подход к ним, устанав¬ливаю с ними партнерские отношения. Да. Нет.

4. Владею умением эмоционально поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах. Да. Нет.

5. Умею посмотреть на ситуацию взаимодействия с родителями их гла¬зами, понимаю их чувства и поведение. Да. Нет.

6. Владею техникой диалогического (безоценочного) общения. Да. Нет.

7. Проявляю достаточную гибкость в конфликтных и затруднительных ситу¬ациях общения с родителями. Да. Нет.

8. Как правило, с пониманием отно¬шусь к педагогическим заблуждениям и ошибкам родителей. Да. Нет.

9. Владею способами общения с ро¬дительской аудиторией, умением во¬влечь родителей в активное обсуждение проблемы и пр. Да. Нет.

10. Удается развивать активный инте¬рес родителей к воспитанию своего ре¬бенка, осознанное отношение к родительству. Да. Нет.

11. Помогаю родителям овладевать навыками анализа собственных затруд¬нений в общении с ребенком и причин трудностей в его развитии. Да. Нет.

12. Использую разные способы акти¬визации потребности родителей на¬блюдать ребенка в различных жизнен¬ных ситуациях (в детском саду и дома), размышлять над мотивами его поведе¬ния. Да. Нет.

13. Обогащаю родителей умением организовывать эмоционально насы¬щенное взаимодействие с ребенком в семье. Да. Нет.

14. Владею методами изучения опыта семейного воспитания, обладаю доста¬точными знаниями о семье, которые использую в индивидуальном (и диф¬ференцированном) общении с родите¬лями. Да. Нет.
15. Развиваю интерес родителей к чтению научно-популярной, художест¬венной и пр. литературы по семейному воспитанию. Да. Нет.

16. Учитываю мнения и просьбы ро¬дителей по вопросам организации жиз¬ни детей в группе, опираюсь на их точку зрения при принятии педагогических и организационных решений.
Да. Нет.

17. Удается объединять родителей при решении различных вопросов, со¬здавать атмосферу общности интересов (родителей и педагогов). Да. Нет.

18. Использую в контактах с родите¬лями наглядно-текстовые средства с оперативной информацией о жизни
детей в группе и ее перспективах. Да. Нет.

19. Могу подготовить и провести для коллег открытый показ фрагментов об¬щения с родителями. Да. Нет.

20. Владею навыками планирования, анализа и обобщения результатов взаи¬модействия с родителями. Да. Нет.

Важное значение в технике общения имеет умение педагога владеть невер¬бальными средствами коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз, прикосновения). Осознанию значимос¬ти невербальной манеры общения, раз¬витию мимической и пантомимической выразительности, умению адекватно вы-ражать себя и «прочитывать» эмоцио¬нальную реакцию партнера по общению способствуют специальные упражнения.

Упражнение «Мимическая реакция»
Цель. Тренировка и осознание соб¬ственной манеры невербального выра¬жения эмоциональных реакций.
• Вы находитесь в методическом ка¬бинете на консультации. В это время кто-то открывает дверь. Вы смотрите на вошедшего требовательно («Быстрей садись»), удивленно («Не ожидала»), во¬просительно («Что-нибудь случи¬лось?»), радостно («Наконец-то!»).
• Вы решили посетить заболевшего ребенка. Звоните в квартиру. Дверь от¬крывает удивленная мать. Покажите, как вы успокоите ее.
• Вы вошли в раздевальную комнату и увидели мать шестилетнего воспитан¬ника, стоящую на коленях и зашнуро¬вывающую ему ботинки. Вы удивлены. Покажите свое удивление.
Упражнение «Окно»
Цель. Тренировка эмоциональной выразительности в невербальной пере¬даче информации собеседнику.
• Вообразите, что с коллегой вас раз¬деляет окно с таким толстым стеклом, что попытки кричать бесполезны. Пе¬редайте содержание своей информа¬ции «через стекло».
Упражнение «Невербальный диалог»
Цель. Осознание собственной мане¬ры невербального выражения эмоцио¬нальных реакций по поводу различных ситуаций общения (выполняется в паре).
• Воспитатель. Вы опаздываете на завтрак, поторопитесь.
Отец ребенка. Извините, мы вынуж¬дены были задержаться.
• Воспитатель. Могли бы вы выпол¬нить маленькую просьбу - постирать фар¬туки для дежурства детей во время еды?
Мать. Сейчас я очень загружена на работе, но через пару дней смогу.
Воспитатель несет ответственность за содержание своей речи, за последст¬вия сказанного: речь может помогать продуктивному общению или, напро¬тив, препятствовать ему.
Чтобы речь способствовала положи¬тельному воздействию на родителей, нужно прежде всего выбрать ее тональ¬ность, соответствующую тактике общения.
Согласно утверждениям психологов, в каждом человеке «живут» три «Я».

Позиция «Я» в роли «дитяти» - по¬зиция подчеркивания особой чувстви¬тельности, ранимости, зависимости, подчиненности.

Позиция «Я» в роли «родителя» -стремление руководить, подчинять, брать ответственность на себя.
Позиция «Я» в роли «взрослого» -подчеркивание сдержанности, понима¬ния интересов другого и гибкое распре¬деление ответственности между собой и партнером по общению
В межличностном контакте человеку свойственно занимать одну из трех на¬званных позиций, что определяется особенностями характера.
Педагогу, вступающему в контакт с родителем, важно найти правильную позицию. В общении могут использо¬ваться все три позиции с учетом ситуа¬ции и того, что позиция «взрослого» яв¬ляется наиболее диалогичной.
Предлагаемые ниже упражнения спо¬собствуют развитию умения использо¬вать ролевые позиции в общении.
Упражнение на умение интонировать
Произнести следующие фразы («Мне не безразличны успехи вашего ребен¬ка»; «Мне хотелось бы большей откро¬венности в нашем разговоре») с оттен¬ками иронии, упрека, вызова, безразли¬чия, требовательности, доброжелатель¬ности. По ходу произношения воспита¬тели могут сообщить, какой тон помо¬жет им достичь цели.
Упражнение на изменение ролевой позиции в общении
Фразы для упражнения: «Когда-ни¬будь вы поймете, что мои требования к ребенку были справедливы»; «Если вас не затруднит, мне хотелось бы погово¬рить о вашем ребенке»; «Вам, несомнен¬но, известны успехи вашего сына в ри¬совании» (можно использовать собст¬венные фразы).
Каждая фраза произносится во всех трех ролевых позициях по «заказу» од¬ного из партнеров по упражнению. Ес¬ли второму произнесение кажется не¬убедительным, он просит повторить фразу еще и еще раз.
Задание «Какие фразы
целесообразнее использовать
для начала беседы с родителями?»
Цель. Развивать умение «вчувство¬ваться» в смысл словесного обращения к собеседнику (ам).
Задача. Проранжировать (рассорти¬ровать) фразы к воображаемой беседе с родителями.
Правила для ранжирования. Фра¬зы для начала беседы выбираются такие, в которых: утверждается осведомлен¬ность собеседника в обсуждаемой про¬блеме; у инициатора беседы отсутствует неуверенность в себе; исключаются не¬уважение и пренебрежение к собесед¬нику, вынуждающие его обороняться, подыскивая контраргументы; обраще¬ние непосредственно к собеседнику формулируется в форме «Вы-подхода».

Варианты фраз
1. Извините, если я помешала...
2. Я бы хотела...
3. Вероятно, вы об этом еще не слыша¬ли...
4. Вам будет интересно узнать...
5. Я бы хотела еще раз услышать...
6. Мне представляется интересным то, что...
7. Я пришла к такому выводу, что...
8. Вы хотите...
9. Думается, ваша проблема заключает¬ся в том, что...
10. Давайте с вами быстро обсудим...
11. Как вы знаете...
12. Хотя вам это и неизвестно...
13. Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать...
14. Вы, конечно, об этом еще не знаете...
15. А у меня на этот счет другое мне¬ние...
16. Конечно, вам уже известно...
17. Вы, наверное, об этом слышали...
Последовательность выполнения
• Найти в предложенном перечне пять «неудачных» фраз, которые не сле¬дует употреблять.
• Найти «нежелательные» фразы и смысловые пары к ним («желатель¬ные»).
Упражнение «Я-сообщение» или «Ты-сообщение»?
Цель. Развитие умения ориентиро¬ваться в способах диалогического об¬щения, используя технику «Я-сообщений» и «Ты-сообщений» («Активного слушания»).
Задача. Определить, с какой из тех¬ник диалогического общения может быть соотнесена каждая из перечислен¬ных ниже фраз:

а) с техникой «Активного (рефлек¬сивного) слушания», когда другому как бы «возвращается» то, что он вам поведал и что вы поняли о том, что случилось с другим человеком, при этом обо¬значив его чувство;

б) с техникой «Я-сообщения», когда каждая фраза произносится от первого лица («я», «мне», «меня»), когда человек говорит о своих собственных ощуще¬ниях, переживаниях, а не о другом чело¬веке и его поведении;

в) с традиционной - вопросительной - формой высказывания.

Свои точки зрения надо обосновать.
Примеры высказываний
1. Что вы сейчас чувствуете?
2. Чего вы сейчас боитесь?
3. Вы боитесь, что я могу сказать что-то неприятное о вашем ребенке?
4. Я правильно вас поняла, что вы бо¬итесь моей оценки? ■•
5. А как я могу вас оценить или нака¬зать? I
6. Мне тоже бывает неприятно, когда я чувствую, что меня оценивают. I
7. Вы не уверены, что я к вам отно¬шусь хорошо, и вам хотелось бы услы¬шать от меня подтверждение этому?
8. Мне неинтересно, когда в общении ждут активности только от меня.
9. Я хочу прервать нашу беседу, так как мне трудно сейчас понять, что про¬исходит.
10. Мне спокойно и приятно разгова¬ривать с вами. ;
11. Вам хочется, чтобы я помнила, что вы нуждаетесь в поддержке и снисхож¬дении? \^
12. Можете ответить, по поводу чего вы сейчас смеетесь?
Одним из основных средств разре¬шения противоречий и конфликтов между воспитателем и родителями яв¬ляется педагогический такт, т.е. оп-тимальная форма поведения и педа¬гогически целесообразного воздейст¬вия на родителей, умение устанавли¬вать с ними контакт (И.А. Зязюн, В.А. Кан-Калик и др.). Развитию педа¬гогического такта во взаимодействии с родителями способствуют модели¬рование и проигрывание педагогами адекватных способов поведения в различных ситуациях общения с ро-дителями. Предлагаем несколько ва¬риантов игрового моделирования пе-дагогами проблемных задач и ситуа¬ций общения с родителями.
Решение проблемной задачи
методом «развивающейся кооперации»
Цель. Поиск верных способов реше¬ния проблемной ситуации, прогнози¬рование дальнейших действий педагога, анализ событий, предваряющих рас¬сматриваемую ситуацию.
Подобного рода упражнения обога¬щают опыт общения с родителями, способствуют предупреждению оши¬бок в общении с ними. Приведем при-мер.
• Воспитатель обратился к матери одного из воспитанников с просьбой на предстоящей встрече поделиться с дру¬гими родителями опытом физического воспитания своего ребенка. Та удиви¬лась, смутилась и от выступления отка¬залась.
Задание. Сначала каждый воспита¬тель самостоятельно, не советуясь с коллегами, обдумывает способ своего поведения, с его точки зрения наиболее верный. Затем воспитатели разбивают¬ся на пары, пытаясь убедить друг друга в разумности своего варианта. Вырабаты¬вается общее мнение в паре. Затем пары объединяются по четыре человека и уже в четверках вырабатывают конст¬руктивные способы поведения в данной ситуации. Во время обсуждения каждая группа называет и обосновывает свои способы действий.
Ролевая игра
«Конкурс педагогических ситуаций»
Цель. Развитие умений педагогов по¬нимать природу конфликта, находить и реализовывать удачный вариант пове¬дения в конфликтной ситуации.
Организация игры. Играющие де¬лятся на две команды. Каждая инсцени¬рует педагогическую ситуацию кон¬фликтного общения педагога с родите¬лями, оборвав ее показ в кульминацион¬ный момент. Тема может быть взята как из личного опыта, так и из литературы. Команда-соперница за определенное время (3-5 минут) находит оптималь¬ное решение и проигрывает развязку ситуации. Решения ситуаций обосновы¬ваются с позиции педагогической целе¬сообразности. •
При подведении итогов анализиру¬ются типичность ситуаций, разумность их решения и мудрость предложенных позиций, творческий подход к реше¬нию педагогических задач, мастерство инсценировки.
Воспитание и обучение

Следующие варианты решения проблем¬ных задач предлагаются педагогам, начинаю¬щим свою профессиональную деятельность.
• Воспитатель огорчен тем, что на встрече родителей воспитанников группы, которую все оценили как полезную, отсутствовали не¬которые мамы и папы, а им, по мнению воспи¬тателя, «было бы желательно услышать то, о чем шла речь».
Задание. Выбрать и обосновать один из предлагаемых вариантов дальнейших дейст¬вий воспитателя.
1-й вариант. Подготовлю папку-передвиж¬ку на основе материалов состоявшейся встре¬чи и предложу (по очереди) отсутствовавшим родителям самостоятельно ознакомиться с ними.
2-й вариант. Выскажу свое неодобрение родителям в форме замечания типа «Очень жаль, что вам не удалось прийти...»
3-й вариант. Искренне поделюсь с одним из участвовавших во встрече родителей своим огорчением по поводу пассивности некото¬рых мам и пап и попрошу его ненавязчиво по¬делиться своими впечатлениями от встречи с теми, кого на ней не было. Надеюсь, что по¬следним захочется побеседовать со мной на тему, обсуждавшуюся во время встречи.
4-й вариант. В личной беседе поинтересу¬юсь причинами отсутствия родителей на встрече.
5-й вариант. Не буду придавать отсутст¬вию некоторых родителей на встречах особо¬го значения: участвовать в них или нет - их право.
6-й вариант. Попробую сначала понять, какие чувства у меня вызывает отсутствие не¬которых родителей на встречах, к которым я тщательно готовлюсь, затрачивая на это мно¬го сил и времени. Разобравшись в себе, поде¬люсь с каждым из не пришедших родителей своими переживаниями, подчеркнув в то же время, что их право решать, участвовать во встречах или нет.

Проблемные задачи
с целью ролевого проигрывания
различных способов
действий педагога
1. «Я давно хотела сказать вам о пло¬хом поведении вашего сына», - гово¬рит воспитатель матери одного из мальчиков, увидев ее в дверях группы. Мать отвечает, что очень торопится, и уходит. Воспитатель удивлен безразличием
матери, о чем и рассказал кол¬легам.

• Ваша реакция на сетование воспи¬тателя.

2. Воспитатель известил родителей о предстоящем субботнике, поместив ин¬формацию о нем на групповом стенде. Пришли всего три человека. Воспита¬тель недоволен. Субботник пришлось перенести.
• Чем можно объяснить происшед¬шее? Что предпринять в дальнейшем?
3. Во время сборов на прогулку ребе¬нок достает из кармана пальто записку, адресованную воспитателю, с просьбой матери не закаливать ее ребенка после дневного сна (причина не указывается).
• Вы выполните просьбу матери? Ка¬кими будут ваши действия в дальней¬шем?
4. На одной из встреч с родителями воспитатель объяснял нежелательность опоздания детей к утренней гимнастике и завтрак)'. Миша появился в дверях груп¬пы, когда завтрак уже заканчивался. «По¬кормите его, пожалуйста», - произнесла мать, поспешно исчезая за дверью.
• Спрогнозируйте варианты вашей реакции на ситуацию, если: а) мать об¬ратилась к вам в категоричной форме; б) воспитанник сообщил вам, что «они с мамой проспали»; в) воспитанник ска¬зал, что «мама поругалась с папой»; г) воспитанник сообщил вам, что «по до-роге они с мамой увидели раненую птичку и искали для нее безопасное ме¬сто».
5. Мать пришла за ребенком с боль¬шим опозданием.
• Проиграйте варианты вашего по¬ведения, учитывая следующие условия: а) мать одна воспитывает двоих детей (второй первоклассник); это не первый случай ее прихода за ребенком, когда рабочий день уже закончился; б) в семье уже давно существует несогласован¬ность между взрослыми по поводу того, кто будет забирать ребенка из детского сада; ребенок стал реагировать на это тревогой и беспокойством в течение всего дня; в) мать впервые пришла за ре¬бенком так поздно.
6. Днем к детскому саду подъехала ма¬шина с песком для песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа в детский сад. «Вечером попросите родителей перенести песок», - предложила заведующая педагогам.
• Как вы будете просить о помощи родителей? Какими будут ваши дейст¬вия, если они станут отказываться?
7. Воспитатель, прочитав актуальную, с его точки зрения, книгу по семейной педагогике, предложил родителям озна¬комиться с отдельными главами.
• Как вы будете обращаться к роди¬телям с этим предложением?
8. Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего воспитанника о его поведении - драчливости.
• Как вы начнете разговор с мате¬рью?
9. В течение нескольких дней ребенка вечером забирает его двенадцатилет¬ний брат, хотя с родителями нет ни уст¬ной, ни письменной договоренности об этом. Воспитатель уже говорил роди-телям, что не вправе отдавать ребенка несовершеннолетнему брату. И вот он снова пришел за младшим братишкой.
• Какими будут ваши действия?
Для успешного общения с родителя¬ми очень важно правильно выбрать тему (темы) встречи с ними. Содержа¬ние бесед-дискуссий должно опреде¬ляться прежде всего актуальностью вы¬бранного содержания, т.е. тем, насколь¬ко оно отвечает потребностям родите¬лей ваших воспитанников.
Деловая игра
«Какая тематика встреч
актуальна для родителей?»
Цель. Развитие умения определять проблемы, наиболее типичные для ро¬дителей воспитанников группы, и в со¬ответствии с этим формулировать тему встречи с родителями.
Задача. По высказываниям родите¬лей в процессе беседы с целью выясне¬ния затруднений в семейном воспита¬нии сформулировать актуальные, с точ¬ки зрения необходимой родителям пе¬дагогической помощи, темы встреч.
Ход игры. Педагоги делятся на груп¬пы. Каждая из них знакомится с выска¬зываниями родителей по поводу их за¬труднений, связанных с семейным вос¬питанием. Опираясь на них, группа педагогов определяет тематику встреч, от¬вечающую, на их взгляд, потребностям родителей; выбирает формы проведе¬ния встреч; основные методы общения; определяет категории семей, приглаша¬емых на встречу (например, однодетные семьи, родители, воспитывающие только дочь (сына) и др.); решает, кто может быть ответственным за проведе¬ние встречи.
Перед началом игры участники со¬гласовывают регламент работы. По ис¬течении определенного времени каж¬дая группа готовит выступление. Оце¬ниваются содержательность тематики, оригинальность формулировок и из¬бранных форм и методов общения, полнота учета потребностей родителей.

Высказывания родителей,
воспитывающих дошкольников
младших групп
Что делать, чтобы ребенок не болел, простуды замучили.
Так много дома разных игрушек, но ребенок с ними почему-то не играет, только нытьем изводит нас по выход¬ным.
Правильно воспитывать мне мешает свекровь, не могу найти с ней общего языка.
Часто домашние мелкие неурядицы отвлекают от общения с ребенком.
Не нахожу у ребенка хоть к чему-то способностей. Может, его в кружок или студию отдать?

Высказывания родителей,
воспитывающих дошкольников
средних групп
Трудностей особых нет, растет пред¬приимчивым, современным. Если ему невыгодно что-то делать, никогда не за¬ставишь.
Мы разводимся, нам сейчас не до ре¬бенка.
Старший обижает младшего. Млад¬ший постоянно ябедничает на старше¬го. Замучились с ними!
Если бы отцы больше занимались с детьми, никаких трудностей бы не бы¬ло.
По-моему, перед школой у всех одни и те же трудности - чтобы хорошо счи¬тала, писала, читала. Разве не так?

Высказывания родителей,
воспитывающих старших
дошкольников
Какие могут быть трудности с ребен¬ком? Если в чем провинился, он свое ме¬сто знает - угол.
Очень беспокоит застенчивость до¬чери. Хорошо это или плохо и что с этим делать?
Очень неаккуратный и небрежный, порвал все книги в доме.
Трудностей с самим воспитанием нет, есть трудности с деньгами для осуще¬ствления воспитания.
Успешность общения вообще, и педа¬гогов с родителями в частности, опре¬деляется и умением чувствовать нео¬жиданные изменения в процессе обще¬ния, адекватно реагировать на них и быстро перестраиваться.

Упражнение «А что, если...»
Цель. Развитие умения гибко реаги¬ровать на неожиданности в процессе общения с аудиторией, развитие чувства уверенности в себе.
Задания.
1. Представьте, что вы объявили тему встречи и предложили родителям обсу¬дить ее, но никто не хочет говорить. Как вы себя поведете?
2. Представьте, что один из родителей, излагая свою точку зрения, разгорячил¬ся и ушел в сторону от обсуждаемой те¬мы. Как вы будете реагировать на это?
3. Допустим, что дискуссия продолжа¬ется уже целый час. У вас есть еще 10-15 минут для завершения ее. Один из родите¬лей ни разу не высказался, хотя несколько раз пытался, но его перебивали другие. Как вы поведете себя в этом случае?
Важно также заранее настроить себя на общение, снять волнение, напряже¬ние, чему поможет предлагаемый ниже текст.
Текст как способ аутогенной тренировки
Я в хорошем настроении, у меня мно¬го педагогических планов. Тема встречи
интересна родителям, они ждут этой встрече у меня подобран интересный материал. Я спокойна, уверена, чувствую себя раскованно, я хорошо подготовилась к встрече. Я хорошо владею собой. Настроение мое бодрое хорошее. Родители моих воспитанников понимают меня и уважают. Мне приятно общаться с родителями и т.д.
Опытные педагоги знают, как важно: хорошо подготовиться к предстоящей встрече с родителями - определить этапы встречи, их последовательность, придерживаться логики развития и пр.
Игровое упражнение
«Постройтесь в логической
последовательности»
Задача. Определить оптимальную последовательность действий педагога при подготовке и проведении встреч с группой родителей.
Ход упражнения. Каждый из играющих получает карточку, на которой описан какой-либо из организационных фрагментов подготовки или проведения встречи с родителями. Карточки раздают участникам в произвольно порядке. Посовещавшись в течении обусловленного времени, играющие строятся так, как им представляется последовательность действий при организации и проведении встречи, комментируя свой выбор. Остальные могут воз разить или дополнить высказываемы! предположения.
Описания организационных моментов (на карточках)

1. Составляется тематика и выбира¬ются формы проведения встреч с роди¬телями на основе их заявок и просьб, а также с учетом данных о семьях воспи¬танников.
2. Определяются ответственные за подготовку и проведение каждой из встреч (воспитатели групп, логопед, му¬зыкальный руководитель, медицинский работник и другие сотрудники).
3. С родителями согласуются удобные для них дни проведения встреч.
4. Продумываются структура и содер¬жание каждой очередной встречи: со¬ставляется план или подробный сцена¬рий встречи с использованием методов активизации родителей.
5. Обеспечиваются заблаговремен¬ное оповещение родителей о теме встречи и их подготовка к участию в ней.
6. Выясняется мнение родителей о пользе проведенной встречи (устный опрос, анкетирование и др.).
Игровое упражнение «Найдите правильную последовательность»
Цель. Развитие умения проводить те¬матические встречи с родителями в со¬ответствии с логической последова¬тельностью их содержания.
Ход упражнения. Педагоги получа¬ют тексты фрагментов (см. далее) сце¬нария встречи «Что помогает взрослым развивать у дошкольника активную жизненную позицию?» и пытаются вы¬строить последовательность ее прове¬дения. Может быть организована парал-лельная работа нескольких групп педа¬гогов над одним сценарием.
• Предложить родителям дать свое определение понятию «активная жиз¬ненная позиция». Можно ли и нужно ли, на их взгляд, воспитывать ее у ребенка дошкольного возраста?
• Обсудить две точки зрения на роль знаний в развитии активной жизнен¬ной позиции у ребенка. Первая: абсо¬лютно все знания об окружающей жиз¬ни способствуют формированию у ре¬бенка собственной позиции в жизни. Вторая: на жизненную позицию больше всего влияют те знания, которые акти¬визируют деятельность и переживания ребенка.
• Предложить высказать свое мнение по поводу слов АЛ. Барто: «Мы слишком боимся разволновать наших ребят, за¬крываем от них неприятности нашей жизни, лишая их высших чувств, силь¬ных эмоциональных состояний, тем са¬мым мы развиваем в них эгоизм и рав-нодушие».
• Сделать небольшое резюме о том, что, воспитывая активную жизненную позицию у ребенка, важно воздействовать на его эмоционально-чувственную сферу.
• Предложить нескольким родителям поделиться опытом общения с ребен¬ком, обогащающим его чувства, знания об окружающей действительности.
• Предложить послушать магнито¬фонную запись детских ответов на во¬прос: «Что ты знаешь о Москве? Откуда ты это знаешь?»
• Предложить решить следующую проблемную педагогическую задачу.-«Ваш ребенок во время просмотра ки¬нофильма вдруг заплакал, расстроился от того, что ему кого-то стало жалко (например, герой фильма погибает). Как вы отреагируете на это?»
• Предложить родителям выбрать па¬мятки с советами: «Что можно расска¬зать дошкольнику в музее Л.Н. Толсто¬го»; «Если вы придете с ребенком в Тре¬тьяковскую галерею»; «Посетите с ре¬бенком музей народно-прикладного искусства» и др.
В ходе выполнения упражнения пе¬дагогам можно предложить самостоя¬тельно определить, как целесообраз¬нее подготовиться к тематическому диспуту; можно дать задание ввести дополнительные фрагменты в сцена¬рий встречи.
И последний совет воспитателям. Проведя встречу с родителями, обяза¬тельно проанализируйте ее ход и ито¬ги, чему помогут следующие вопросы.
1. Какова цель встречи, с точки зре¬ния ее педагогической значимости для родителей?
2. Насколько удачной оказалась орга¬низация встречи: этапы ее проведения, используемые методы активизации ро¬дителей, вызывающие их отклик, инте¬рес и пр.
3. Проанализируйте свой стиль обще¬ния с родителями во время встречи. Он был одинаковым на протяжении всей встречи или нет? Общение с родителя¬ми носило диалогический характер или свелось к вашему монологу?
4. С какими трудностями вы встрети¬лись во время встречи? Они не зависели от вас или к ним привели ваши собст¬венные действия? Что помогало (или мешало) вам с ними справляться?
5. Наблюдали ли вы во время встречи проявление родителями рефлексии? В чем это выражалось? Приведите приме¬ры.
6. Охарактеризуйте эмоциональную сторону встречи (общая эмоциональ¬ная атмосфера, элементы юмора, «раз¬влечения», непринужденность и пр.). Какова ваша точка зрения на соотноше¬ние рационального и эмоционального компонентов общения с родительской аудиторией?

ОТВЕТЫ
• Ответы к заданию для самопроверки зна¬ний в области психологии общения: 1 - вни¬мание; 2 - пример; 3 - грубый, назидатель¬ность; 4 - спина, руки, голова; 5 - глаза; б -обиделся, заплакать; 7 - раздумье, решение; 8 -интересами; 9 - конструктивный; 10 - рефлек¬сия, эмпатия, личностная идентификация; 11 -неэффективно, вредно.
• Ответы к заданию «Выбери верный от¬вет»: в первом суждении - «г», во втором суж¬дении - «в».
• Ключ к тесту. Суждения распределяются по трем группам. 1. Умение учитывать потреб¬ности семьи, мнения и интересы родителей (суждения № 1, 10, 1], 13, 16, 17). 2. Гибкость стиля общения; умение сопереживать родите¬лям (суждения № 3, 4, 5, 6, 7, 8). 3. Умение ис-пользовать активные методы и формы обще¬ния с родителями (суждения № 2,9, 12, 14, 15, 18). Подсчитывается количество ответов «нет» в каждой группе суждений. Три и более таких
ответов могут считаться основанием для мощи в выявленных затруднениях. Ответы, обведенные кружком, также могут рассматриваться как запрос о помощи. Об искренности ответов, в определенной мере, можно судить по сходству оценки двух последних суждений (№ 19 и № 20).
• Ответы к упражнению «Какие фразы целесообразнее использовать для начала беседы родителем?»
1. «Неудачные» фразы: «Извините, если я помешала», «Я бы хотела еще раз услышать»,« Давайте с вами быстренько обсудим», «Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать», «У меня на этот счет другое мнение».
2. «Нежелательные» фразы в паре с «желательными»: «Я бы хотела» - «Вы хотите»; «Вероятно, вы об этом еще не слышали» - «Вы, наверное, уже об этом слышали»; «Мне представляется интересным то, что» - «Вам будет интересно узнать»; «Я пришла к такому выводу, что - «Думается, ваша проблема заключается в том что»; «Хотя вам это и неизвестно» - «Конечно, вам уже известно»; «Вы, конечно, об этом еще не знаете» - «Как вы знаете».
• Ответы к упражнению «Я-сообщение» или «Ты-сообщение»: 1-в, 2-в, 3-а, 4-а, 5-в, 6-6, 7-а, 8-6, 9-6,10-6,11-а, 12-в.

Для слабовидящих

Регистрация/Вход

Регистрация на сайте позволит Вам комментровать статьи, отправлять сообщения и общаться с другими зарегистрированными пользователями

Администрация

Горячая линия

Телефон доверия 2-21-03-08

Антикоррупция

Сейчас на сайте

Сейчас 93 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Текущее время

Календарь

<< < Декабрь 2019 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31