Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до н. э. в Китае. Игры - участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии.


Японский врач Намикоси Токудзиро разработал оздоравливающую методику воздействия на кисти рук, а через них и на внутренние органы человека, рефлекторно связанные с ними.
Массаж большого пальца повышает функциональную активность
ГОЛОВНОГО мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего — на кишечник, безымянного — на печень и почки, мизинца — на сердце.
В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их . оздоравливающим и тонизирующем эффектом. Регулярные упражнения с шарами, зажатыми в кисти руки, улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, нормализуют деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной системы, развивают координацию силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
В Японии широко используют упражнения для ладоней-пальцев — с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее действие оказывает перекатывание между ладонями восьмигранного карандаша.
Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая».
Многие родители не знают, что потешки не только развлекают, но и оказывают развивающее, оздоравливающее воздействие.
Исследования наших физиологов подтверждают связь рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка. И это по тому, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Помогайте ребенку координировано и ловко манипулировать пальцами. Обращайте внимание на то, чтобы малыш овладевал простыми, но жизненно важными умениями — правильно держать чашку, ложку, карандаш, умываться.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Самые простые упражнения — это изображение при помощи пальчиков различных фигурок:
1. «ФЛАЖОК». Четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.
2. «Очки». Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки. Приставить колечки друг к другу, поднести к глазам.
3. «Бинокль». Большой палец каждой руки вместе с остальными образуют кольцо. Посмотрите в «бинокль».
4. «ЗАЙЧИК». Указательный и средний пальцы разведены в стороны, остальные прижаты к ладони. Заяц шевелит ушками.
5. «КОЗА». Указательный и мизинец разведены в стороны остальные пальцы прижаты к ладони. Коза бодается.
При помощи пальцев можно инсценировать истории, потешки.

Пальчики в лесу
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот резал, этот ел,
Ну а этот все глядел.

Апельсин
Мы делили апельсин —
Много нас, а он один.
Эта долька — для кота,
Эта долька — для ежа,
Эта долька — для улитки,
Эта долька — для чижа,
Ну, а волку — кожура!

Двухлетнюю Лялю незнакомый человек спросил в шутку:
— Ты хотела бы быть моей дочкой?
Она ответила ему серьезно:
— Я мамина и больше никовойная!
Эти и многие другие примеры, которые я приведу, скорее всего знакомы читателям популярной литературы о детях. Да и родители немало забавного могут рассказать о своих малышах. Но все же постараемся вникнуть в проблему.
Милая детская речь! Мы, взрослые, никогда не устаем ей радоваться. С каким удовольствием повторяем потом друзьям и близким, что у нашего Андрюшки или Маринки «Мадонна с моданенком» или что он «весь босой», или что он «обцарапасля об кошку», или что я «страшный спун» и «мне гневно приказано, чтобы сейчас же было встато». А еще, что газеты нам приносит «почтаник».
Просто ли забавна детская речь или к ней надо прислушать¬ся? Ребенок за первые пять лет овладевает родным языком, уже двухлетний малыш, как правило, свободно изъясняется, общаясь со сверстниками и взрослыми. Смогли бы вы сейчас за два года так овладеть незнакомым языком, как овладел таким незнакомым языком ваш ребенок? Пожалуй, нет. В чем же дело? Дошкольник — гениальный лингвист, то есть ему доступно то, что недоступно нам с вами, у него сильнее чутье языка.
Овладение речью происходит под непосредственным воздействием взрослых. Но, вслушавшись в детскую речь, спрашиваешь себя, откуда он берет такие слова:
— Ах ты, стрекоза!
— Я не стрекоза, я людь!
Откуда эта «людь»? Кто сказал ей? Мы живем в УФЕ так говорят только на Урале?
Оказывается, маленький ребенок сам способен творить слова. Он быстро усваивает, что если надо сказать в уменьшительной форме, то в слове нужен суффикс «ИК». Не зная никаких правил, по аналогии с «топориком» из «куска» он делает «кускарик». Суффикс «К» многим словам придает уменьшительное значение, а иногда и уничижительный смысл (Ванька, Верка). И ребенок уважительно веревку называет веревой». На замечание отвечает: «А тебе приятно будет, если тебя Корнешкой звать будут»? «Ложа — ложка», «лошада — лошадка» подчеркивают большой размер предмета. Ребенок слово «печь», слышал слово «печник». Услышав слово «стекло», он, не задумываясь, называет пришедшего вставлять мастера «стеклянник».
— Мне папа сказал...
— Мне мама сказала...
— Но ведь папа самее мамы.
Создавая слова по аналогии, малыш часто попадает впросак. Смущает ли его это? Долгое время нет. Мы СВАМИ, УВИдев незнакомую вещь, стремимся узнать ее название, маленький ребенок называет ее сам: «Ой, какой ползун ползетет», «Какие у тебя на лице сердитки».
У взрослого бы лопнул череп, если бы ему пришлось такое короткое время усвоить то множество грамматических форм, которые так легко и свободно усваивает малыш. И если изумителен труд, то еще изумительнее легкость его исполния.
Поистине ребенок величайший труженик нашей планеты,который, к счастью, даже не подозревает об этом.
К восьмилетнему возрасту способность так чувствовать язык утрачивается, изощренное чутье языка притупляется.
Но пока... Прислушиваясь к детской речи, обнаруживаешь, что ребенок по-своему создает живой образ, творчески изменяя услышанное:
паутина — паукина;
термометр — тепломер;
машина с поднимающимся пузовом.
Смущаются ли дети, если понимают, что сказали не так? Трехлетний Юра однажды вместо «винтики» сказал «тинтики». Взрослые засмеялись, а он серьезно заявил, что он де, Юра, говорит правильно «винтики», а «тинтики» говорит Боря. Зна¬комых Борисов в данной семье не было. Да, малыши зачас¬тую стараются свалить свою вину на другого, они даже способ¬ны выдумывать себе брата, друга и все неудачи валить на него. И порой так поверят в несуществующего Борю, что оставляют ему сладости.
Взрослый должен задуматься, как поступить с ребенком, услышав «намакаронился», «колоток», «кусарик».
Как бы нам ни нравились эти слова, мы обязаны тут же заметить ребенку: «Так не говорят, ты ошибся. Нужно сказать «молоток», «сухарик».
Задача матери и отца — как можно скорее приблизить речь детей к речи взрослых. Достойны решительного осуждения чадолюбивые родители, которые, смакуя причудливую лекси¬ку детей для собственного удовольствия, развлечения нарочи¬то консервируют в их речи всевозможные «сердики», «болерь-яновку» и тем самым тормозят ее развитие.
Иные родители так восхищаются всякими словечками, ка¬кие придумывает милый их сердцу ребенок, что даже забыва¬ют обидеться, когда этим словечком он высказывает свое не¬уважение к ним. «Мозги у тебя недодумчивые!» Обидеться бы деду, да уж больно словечко понравилось.
Но не надо думать, что взрослые имеют право деспотичес¬ки вмешиваться в самый процесс словотворчества. Исправляя словесные ошибки детей, нельзя преграждать им естественный путь, которым они из поколения в поколение идут к овладе¬нию родной речью. Этот путь мы с вами тоже прошли.
Папы и мамы должны постоянно помнить, что значитель¬ный процент речевых успехов ребенка зависит от них самих. Поэтому, гуляя с малышом, играя или читая ему книжки, взрослые должны показывать и называть предметы.
Сейчас весна, можно много интересного показать ребенку в природе. Например, рассмотреть лягушонка, обратить вни¬мание, что у него лапки, много лапок. Рассказать, где живет лягушонок и что он наш большой друг. Лягушка поедает вред¬ных гусениц, личинок, помогает деревьям и цветам избавить¬ся от болезней. Надо воспитывать у детей чувство доброжела¬тельности, правильное отношение к живым существам.
Или: показать детям первые цветы — одуванчики, обратить внимание на желтые, яркие головки. Если вы сами не черствый сухарь, то всегда найдете время остановиться и полюбоваться чирикающими воробьями, понюхать первые подснежники. Если случится вам быть в лесу, то вы научите ребенка беречь его. Можно наломать букет черемухи, но ломая обязательно подумайте, как воспримет это ваш ребенок не подадите ли вы дурной пример. Ломать можно, но делать это надо осторожно, не нанося ущерб дереву, и не охапку, чтобы затем этот веник выбросить на помойку, а букет. Ведь красиво смотрятся только в том случае, когда в вазе их не много когда просматривается каждый лепесток.
Разговаривая с ребенком, надо помнить, что он не правильно понимает смысл услышанного. Рассерженная мать однажды сказала: «Ты мне всю душу вымотал!» Вечером же разговаривая с соседкой, обмолвилась: «Душа у меня болит. И тут же услышала: «Неправда, у тебя души нет, сама говорила, что я у тебя ее вымотал».
Дело все в том, что мы, взрослые, если можно так выразиться, мыслим словами, словесными формулами, a ребенок — образами предметного мира. Его мысль на первых порах связана только с конкретными образами, поэтому, если мы читаем: «Пришел Иван домой, а лягушка и спрашивает:"Что это ты голову повесил?"», — ребенок так и представит себепришел Иван домой, снял голову и повесил на гвоздик. Пятилетний Сережа как-то заявил: «Я в школу не пойду, там на экзаменах ребят режут*.
Двухлетняя Нина всем говорила, что мама уехала на луну, так как слышала, что мама уехала на месяц.
Про одного знакомого говорили, что у него денег куры клюют. Придя к нему, трехлетний Слава спросил: «А где твои куры?»
Ушки ребенка всегда направлены в сторону взрослых, уверенность в том, что «он маленький, он ничего не понимает», может привести к беде. Малыш обязательно сделает для себя вывод, хотя внешне и не покажет вида. «Она в ЭТОМ ДЕЛЕ собаку съела» — и от уважаемого вами человека мальчик спрячет своего щенка.
Ребенок первых лет жизни овладевает не только смыслом слов, но и звуками родного языка. Некоторые дети даже к 5- 6 годам страдают недостатками речи. В чем коренятся причины речевых недостатков? Речь — это сложная функция и развитие ее зависит от многих факторов. Большую роль здесь играет влияние окружающих: ребенок учится на примере речи близких ему людей.
Серьезное значение родители должны придавать слуху ре¬бенка: чтобы в ушах не накапливалась грязь, чтобы не было заболеваний уха. Для того, чтобы ребенок правильно про¬износил услышанное, у него должен четко действовать рече¬вой аппарат. У детей иногда бывает органическое косно¬язычие — это неправильное расположение зубов, короткая уздечка (которую раньше в деревнях бабки прорывали язы¬ком, а современные мамы боятся довериться специалисту-хи¬рургу). Ребенок шепелявит и является посмешищем до тех пор, пока ему на это не укажут случайные люди. Он за не¬сколько секунд почти безболезненно избавится от своего не¬достатка.
Но, как правило, у детей бывает лишь функциональное косноязычие, требующее для исправления только упражнений. По этому поводу лучше всего обратиться к логопеду.