МАДОУ Детский сад № 25
городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Ребенок-непоседа на занятии


иперактивность (синдром дефици¬та внимания с гиперактивностью -СДВГ) проявляется у детей следую¬щим комплексом черт: расстройство внимания, двигательная расторможенность, импульсивность. Ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете на более или менее длительное время. Он легко отвлекается на

посторонние раз¬дражители. При выполнении учебных заданий испытывает трудности, связан¬ные с непониманием инструкции, с неумением планировать и организовы¬вать деятельность. Ребенок часто не способен завершить выполнение по¬ставленной задачи. На вопросы отвеча¬ет, не задумываясь, не дослушивая до конца. Много разговаривает сам, но не слушает речь, обращенную к нему. Двигательно расторможен: например, сидя на стуле, крутится, часто меняет позу, совершает бесцельные движения руками и ногами. Дети с СДВГ обычно социально активны. Но, вступая в общение, они часто оказываются неадекватными, не понимают ситуации, обижаются и злятся. Их общение со сверстниками затруднено из-за конфликтности и неуравновешенности. Нередко взрослы: считают, что особенности поведения этих детей являются результатом дурного характера или невоспитанности. Hа самом деле, как правило, это специфи¬ческая особенность психики, обусловленная как физиологическими, так психосоциальными факторами.
Данные приемы нацелены как на повышение уровня усвоения предмета, так и на личностное развитие; и социальную адаптацию «проблемных» детей. Отличительная особенность при¬емов состоит в том, что при их исполь¬зовании педагог в гиперактивности ви¬дит естественную основу для организа¬ции обучения английскому языку.
Гиперактивные дети все время стре¬мятся двигаться. Их стремление к движению следует использовать в обучаю¬щих и развивающих целях. При этом можно предложить разные формы ра¬боты, включающие движения: пальчи¬ковые игры, имитационные движения физкультминутки, подвижные игры.
Имитационные движения в обучение иностранному языку помогают задействовать воображение, мышление, эмоции, способствуют созданию образа слова и в результате его прочному запоминанию. Их используют для изображения животных или каких-либо действий людей в играх, в том числе в пальчиковых; ими сопровождают слушание и исполнение стихов и песенок, прежде всего коротких и простых потешек или рифмовок с имитационными движениями (мини-этюды), которые можно с успехом давать уже на первом занятии. Они быстро и точно запоминаются, и дети с удовольствием повторяют их в самостоятельной дея¬тельности. Важнейшие характеристики таких мини-этюдов: выразительность, эмоциональность и ритмичность. Ритм увлекает, удерживает внимание, обеспечивает согласованность артикуляционных, дыхательных и общих движений; его значение для «проблемных» детей трудно переоценить. Ритм также помогает снять мышечные зажимы, часто встречающиеся у детей с психологическими трудностями. Проводятся такие упражне¬ния, как правило, фронтально. Дети стоят полукругом и повторяют текст и движения вслед за педагогом. Например, пока-зывают, как заяц прыгает («Little hare, little lire, hop, hop, hop! Little hare, little hare, stop, stop!». - «Маленький зайка, маленький зайка, прыг, прыг, прыг! Маленький зайка, маленький зайка, стоп, стоп, стоп!»); как свинка копает пятачком («Pig, pig, dig, dig!». - «Свинка, свинка, копай, ко¬пыл!»); как пекут пирог («Make, make, mike a cake!». - «Пеки, пеки, пеки пирог!»). Как известно, пальчиковые упражнения, активизируя речевые центры мозга, оказывают большое влияние на развитие речи и мышления. Их можно проводить в начале занятия или после активных и эмоциональных форм работы, чтобы помочь сконцентрироваться. Детям луч¬ше сидеть за столами. Если они сидят на стульях или на ковре, важно, чтобы они хорошо видели руки педагога и чтобы им самим было, удобно действовать. Сна¬чала педагог поясняет, что с помощью рук он может многое показать, и предла¬гает детям повторять за ним. В дальней¬шем они уже без всяких дополнительных пояснений включаются в игру. С помощью пальцев и кистей рук можно изображать домик, животных, фрукты и многое другое. Например, пальцы изоб¬ражают некоторые основные движения:
«My fingers run, my fingers hop, my fingers ft my fingers stop, etc.» («Мои пальцы бегают, мои пальцы прыгают, мои пальцы летают, мои пальцы останавливаются и тд.»). Большой и указательный пальцы соединяются вместе и стучат по столу остальные выпрямлены (это «гребе¬шок»): «Knock, knock, knock. What is it? -A cock!» («Тук-тук-тук. Что это? - Пету¬шок!»). Пальцы сначала одной, а затем обеих рук изображают ворон, открыва¬ющих клювы: «One crow, two crows. Pick up your nose!» («Одна ворона, две вороны. Схватят тебя за нос!»).
Из подвижных игр с правилами для чрезмерно активных детей наиболее полезны игры с ограничивающими мо¬ментами и развивающие сотрудничест-во детей группы. В качестве примера приведем подвижную игру «The North Wind and the South Wind» («Северный ветер и Южный ветер»). Перед ее нача-лом с помощью считалки выбирают двух водящих - North Wind и South Wind (Северный ветер и Южный ветер). Затем педагог выразительно читает от-рывок из английской народной песен¬ки, где говорится о Северном ветре, ко-торый принесет снег, и о детях, которые будут бегать, прыгать и скакать, чтобы согреться:
The north wind doth blow,
And we shall have snow,
And what will the children do then,
Poor things?
When lessons ate done,
They'll jump, skip and run,
And that's how they'll keep
Themselves warm,
Poor things.
Педагог командует: «Jump, skip and run! » («Прыгайте, скачите и бегайте!»). Дети разбегаются по площадке, а Север¬ный ветер старается их догнать и «за-пятнать»; при этом он произносит: «I freeze you all. Don't move at all! » («Я за¬морожу вас всех. Не двигайтесь сов¬сем!» ). Тот, кого Северный ветер «запят¬нал», должен остановиться и не двигать¬ся. В это время ребенок, изображающий Южный ветер, может «размораживать» своих товарищей, дотрагиваясь до них со словами: «One, two, three. You аге free!» («Раз, два, три. Ты свободен!»).
Как уже было сказано, гиперактив¬ным детям трудно сосредоточиться, бы-стро настроиться на предлагаемое уп¬ражнение, они часто отвлекаются. Им легче организовать свою работу и при¬выкнуть к установленному порядку, если структура занятия включает устой¬чивые, традиционные части и элемен¬ты. Многие педагоги используют этот прием, устанавливая определенный ри¬туал приветствия и прощания с проговариванием специальных рифмовок (таких, как хорошо известные «Good morning, good morning, good morning to you. Good morning, dear children, I'm glad to see you» и «Goodbye, goodbye, goodbye, my doll. Goodbye, goodbye, you all»). Можно также внести элементы тради¬ции в работу с учебником, с заданиями и т.д. Например, в начале работы с учеб¬ником всем детям предлагают по очере¬ди постучать по его обложке и сказать: «Тук-тук-тук. Open the book!» («Открой книгу!»). А перед выполнением графи¬ческих заданий напоминаем, как пра-вильно держать ручку или карандаш с помощью большого, указательного и среднего пальцев, которые складываем вместе, «как клюв у курочки»; при этом дети произносят: «Hen, hen, take a pen!» («Курочка, курочка, возьми ручку!»).
Чтобы привлечь внимание детей, хо¬рошо использовать специальный услов-ный сигнал. Например, позвонить в ма¬ленький колокольчик: «Ring, the bell!» («Звени, колокольчик!»). Или произнес¬ти небольшую считалку: «One, two, three. Look at me, listen to me! One, two, three» («Раз, два, три. Посмотри на меня, послу¬шай меня! Раз, два, три»), сопровождае¬мую хлопками в ладоши и имитацион¬ными движениями. При обращении не¬посредственно к гиперактивному ре¬бенку важно использовать зрительный контакт с ним «глаза в глаза».
Необходимо учитывать, что любому, а тем более гиперактивному ребенку недостаточно только смотреть, размыш¬лять и говорить. Ему необходимо взять предмет в руки, повертеть, ощупать его, что-нибудь построить и т.д. Ребенок стремится к практическому действию, и надо давать ему эту возможность. Игрушки, карточки с картинками и другой раздаточный материал позволяют доль¬ше удерживать внимание таких детей и сдерживать их чрезмерную активность. Кроме того, работа с разными предмета¬ми и разным материалом помогает раз¬вивать мелкую моторику и дает допол-нительные сенсорные стимулы. Естест¬венно, давать необходимый материал надо непосредственно перед его исполь¬зованием, а не раскладывать на столы все сразу заранее. Особенно сложно гипер¬активному ребенку ждать своей очереди, чтобы что-нибудь сказать, сделать, полу¬чить и т.д. В этом случае что-то, что мож¬но держать в руках, также помогает ему сдержать свои импульсы и оставаться включенным в общую работу.
К примеру, для отработки лексики по теме «Рассказ о себе» используем игру «Net» («Паутина»): дети передают друг другу клубок пряжи, разматывая нить, и по очереди говорят что-то о себе. Такая игра не только помогает детям сохра¬нить внимание в то время, когда гово¬рят другие, но и почувствовать собст¬венную значимость и единение с други¬ми членами группы. Набор подходящих конструкций довольно широк.- My name is... I am 5, I am from Russia (Moscow), I like apples (...), I like to run (...), I run (...) well, I've got a sister (...) и др. Аналогич¬ным образом можно передавать друг другу какой-то предмет: мяч, красивый камешек (moon stone - лунный камень), небольшую палочку (magic stick - вол¬шебную палочку) и т.д. Это легче: игра с клубком не всегда хорошо идет у детей с плохой моторикой, но в этом случае те, кто уже отдал предмет, не всегда готовы внимательно слушать других.
У гиперактивных детей часто непло¬хо развита память, они хорошо и быст-ро запоминают новые слова, но запоми¬нание носит скорее механический ха-рактер. Ребенок не может самостоятель¬но использовать лексику вне отработан¬ной учебной ситуации. Это объясняется трудностями концентрации внимания на целостном понятии, неумением вы¬делять основные и второстепенные признаки. Поэтому очень важно подвес¬ти ребенка к ассоциативному запоми¬нанию лексики, дать почувствовать взаимосвязь слов. Для этого на основе каждого слова нужно создавать целост¬ный образ с использованием зритель¬ных, слуховых, мышечных, тактильных и даже обонятельных и вкусовых ощу¬щений. Вводя и закрепляя лексику, по¬лезно предлагать детям немногими сло¬вами описать основные характеристики объекта. Так, вводя слово a hare (заяц), покажите мягкую пушистую игрушку - зайчика, предложите погладить его и ласково произнести: «A hare, a hare», обра¬щая внимание детей на «воздушное» зву¬чание слова. При знакомстве со словом a cock (петух) можно дать детям подер¬жать пластмассовую или деревянную фигурку петуха, «поклевать зернышки» со стола и с ладони, отрывисто произно¬ся «A cock» или «Cock, cock, петушок».
Эффективным инструментом кор¬рекции многих трудностей обучения и поведения являются графические зада¬ния, в которых предлагается что-то рас¬красить, соединить линиями, обвести и тд. На занятиях по иностранному языку такие задания направлены как на за¬крепление языковых умений, так и на развитие внимания, мышления, памяти, мелкой моторики. Перед началом рабо¬ты непоседливому ребенку можно по¬ручить раздать карандаши и тетради (или отдельные листочки с заданиями). Таким образом, мы даем ребенку допол¬нительную «законную» возможность подвигаться перед тем, как потребовать от него спокойной и сосредоточенной работы в течение некоторого времени. Кроме того, просьба со стороны педаго¬га помогает установлению контакта с ребенком и приучает его выполнять по¬ручения. После того как необходимые предметы розданы, дети хором благода¬рят по-английски того, кто их раздавал, например: «Thank you, Arthur». Это не только приучает детей к вежливости и вниманию друг к другу, но и способству¬ет повышению самоуважения ребенка.
Гиперактивные дети не всегда хорошо воспринимают словесную инструкцию, плохо планируют свою деятельность при выполнении заданий, часто не дово¬дят до конца работу и не умеют адекват¬но оценить результат. Поэтому инструк¬ция к заданию должна быть очень чет¬кой, ясной, краткой. Она может быть да¬на на английском языке, если дети уже хорошо владеют соответствующей лек¬сикой. Но важно проконтролировать, что непоседы все поняли: задать вопро¬сы или попросить целиком повторить объяснение (можно по-русски). Во вре¬мя выполнения задания стоит несколько раз подойти к невнимательному, непо¬седливому ребенку или даже посидеть рядом. Вместе с тем, убедившись, что он понял задачу, не вмешивайтесь в его ра¬боту до ее окончания, даже если видите
ошибки. Необходимо сформировать у ребенка навыки самостоятельной рабо¬ты. Оценивая работу, прежде всего надо отметить и похвалить за то, что сде¬лано правильно. Но следует быть гото¬вым к тому, что ребенок допустит боль¬шое количество ошибок. Тогда следует объяснить, как их исправить, но не ак¬центировать внимание на неудаче.
В современных программах обуче¬ния иностранному языку используется продуктивная деятельность. Гиперак¬тивного малыша важно учить планиро¬вать свои действия, доводить задуман¬ное до конца. На этапе планирования необходимость объяснить, что ты соби¬раешься делать и что тебе для этого на¬до (клей, кисть, карандаш и т.д.), разви¬вает как языковые, так и мыслительные умения. Как уже говорилось, непоседа часто увлекается, начинает бурно фан¬тазировать и быстро забывает, о чем шла речь. Надо стараться удержать творческий порыв гиперактивного ре¬бенка в границах темы. Если же, напри¬мер, при создании коллажа «Зоопарк» он упорно стремится нарисовать или наклеить грузовик, то надо попросить логически связать изображаемое с те¬мой: пусть этот грузовик привозит ка¬ких-то животных из дальних стран или доставляет в зоопарк для животных еду.
Сказка-драматизация с использова¬нием игрушек особенно любимая всеми детьми часть занятия по иностранному языку. Они должны отвечать несколь¬ким условиям: быть краткими (не более 3-4 минут), эмоциональными, близки¬ми по содержанию актуальным интере¬сам детей, простыми по языку (с частич¬ным переводом или пояснениями по-русски, т.е. детям все ключевые моменты должны быть абсолютно понятны).
Детей надо вовлекать в рассказыва¬ние сказки: педагог время от времени обращается к ним с вопросами, прось¬бами повторить что-то вместе с персо-нажами, подсказать им и т.д.
Сказка начинается с традиционного зачина - песенки или рифмовки. Ее мо-жет «принести» или «рассказать» посто¬янный персонаж, участвующий в заня-тиях: кукла, медвежонок Teddy Bear и пр.
По окончании сказки детям раздают игрушки, использованные в драматиза-ции и аналогичные им, и предлагают разыграть эту историю самим. В зависимо¬сти от сюжета и индивидуальных пред¬почтений дети разыгрывают историю в одиночку или объединившись по два-три человека. Гиперактивному ре¬бенку обычно нужен партнер для разыг¬рывания сказки. Им может быть спокой¬ный, хорошо занимающийся ребенок или педагог. С помощью вопросов и дей¬ствий своего персонажа педагог старает¬ся, чтобы ребенок более или менее ло¬гично и полно воспроизвел сказку - дей¬ствия персонажей и их реплики. Часто изложение представляет для гиперактив¬ного ребенка определенные трудности, он отвлекается на второстепенные дета¬ли, начинает бесконечно фантазировать. Это связано с фрагментарностью его восприятия и высокой отвлекаемостью. И наконец, при планировании заня¬тия следует учитывать, что многие не¬поседливые дети легко перевозбужда¬ются и быстро утомляются. Их умственная деятельность характеризуется цик-личностью: они могут продуктивно ра¬ботать в течение 5-15 минут, после чего их мозг «отдыхает» 3-7 минут. Состоя¬ние утомления сопровождается беспри¬чинным раздражением, плаксивостью. Поэтому желательно дозировать как физическую, так и эмоциональную на¬грузку, чередовать виды деятельности. Не отказываясь от привлекательных для детей элементов новизны и «сюрприз¬ных» моментов, нужно стараться не пе¬регружать занятие эмоционально, вести его в ровном, спокойном темпе.
Таким образом, в статье рассмотрен комплекс приемов, позволяющих по-высить эффективность обучения и спо¬собствующих социальной адаптации гиперактивных детей.

Для слабовидящих

Регистрация/Вход

Регистрация на сайте позволит Вам комментровать статьи, отправлять сообщения и общаться с другими зарегистрированными пользователями

Администрация

Горячая линия

Телефон доверия 2-21-03-08

Антикоррупция

Сейчас на сайте

Сейчас 103 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Текущее время

Календарь

<< < Декабрь 2019 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31